Эту статью можно прослушать тут.

С тех пор, как я стал изучать Библию в церкви, я верил в традиционное представление рая и ада – что души выходят из тела моментально после смерти его и помещаются в рай или ад, где они пребывают в вечной благодати или нескончаемых мучениях. Это то, в чём большенство христиан уверены сегодня. Но за несколько предыдущих лет, я обратил внимание на места в Библии которые изменили моё мнение. Как я вижу, Библия учит, что вечная жизнь это привилегия тех, кто попал в рай, а ад — это место полного уничтожения духа. Несмотря на то, что Библия полна ссылок, которые говорят об этом, есть и такие, которые можно понимать с точки зрения традиционного (на сегодняшний день) учения. Слово Бога не может быть противоречивым, и определённые места Писания нужно интерпретировать в свете общего учения Писания, а не традиций или стереотипов. Ад — либо место вечных мук, либо нет – тут не может быть компромиса. Давайте погрузимся в изучение этого вопроса. Есть множество мест Писания, которые указывают на то, что грешники не наследуют вечную жизнь… даже в аду. Если вы, в любой электронной версии Библии сделаете запрос по фразе «вечная жизнь», вы найдёте примеры подобные следующим: Матф.19:16 «И вот, некто, подойдя, сказал (Иисусу): Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» — Этот человек интересовался тем, как получить вечную жизнь. Как видно, он её не имел. Христиане сегодня ответили бы этому человеку примерно так: «ты уже имеешь вечную жизнь, вопрос в том, где ты её проведёшь». Но Иисус так не ответил. Иоан.3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». – Этот стих цитируем более всех других стихов. Он чётко указывает на то, что праведники имеют жизнь вечную, а грешники погибают. К сожалению, многие христиане, как и я ранее, заменяют фразу «жизнь вечная» на «жизнь вечная в раю», а фразу «погибнуть» на фразу «вечно мучиться в аду». Иоан.3:36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни»… Иоан.5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». – Как обычно, фраза «вечная жизнь», как и слово «жизнь», ассоциируется только с праведниками. Слово «смерть» зарезервировано для грешников. Иоан.6:40 «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Иоан.6:47 «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную». Иоан.10:28 «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» Рим.5:21 «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». Рим.6:23 «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». – Это также, один из известных стихов Писания. Он учит, что грех приводит к смерти, а не к вечной жизни в муках, но дар Божий – жизнь вечная. Обратите внимание, что практически нигде не указывается где праведники проведут жизнь вечную, так как жизнь вечная возможна только в раю. Матф.25:46 «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». – Тут есть указание на вечную муку, а если точнее, на «наказание» (если правильно перевести слово kolasis), и можно подумать, что говориться о вечной жизни в аду. Но на самом деле, фраза «вечное наказание» противопоставлена фразе «жизнь вечная», а не фразе «вечное благоговение». Окончательная же смерть действительно может называться «вечным наказанием», так как после неё нет уже надежды на оправдание. Гал.6:8 «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Тит.3:7 «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». 1Иоан.3:15 «… никакой человекоубийца не имеет жизни вечной». – Традиционное же христианство учит обратному. Многие другие стихи указывают на то, что жизнь вечная является реальностью лишь для праведников. Я не выписывал все эти места, так как их более сорока. То же можно сказать по поводу слова «бессмертие», которое встречается в Библии пять раз, и каждый раз по отношению к праведникам. Рим.2:6-7 «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную». 1Кор.15:53 «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». vs Евр.10:26-27 «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников [а не вечно их жарить]». Матф.10:28 «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне [а не вечно мучить]». Невозможно передать идею об окончательном и полном уничтожении духов грешников более ясно, чем словами “смерть», «погубить» и «тление». Концепция же бессмертия души действительно есть, но в язычестве, и она проникла в христианство, когда католицизм и православие пытались найти компромисс между учением Библии и традициями язычества. Но Библия не учит, что люди рождены с бессмертной душой. Она учит, что только Бог бессмертен, и Он благословляет бессмертием только святых. *** Прежде чем я объясню проблемы связанные с традиционным взглядом на ад, позвольте я продемонстрирую, что теория полного уничтожения духа грешника гармонична со всем Писанием. Во первых, смерть всегда являлась окончательным наказанием. В Ветхом Завете, смертные грехи карались смертью, а не муками. Как Содом и Гоморра были уничтожены, то же произойдёт с грешниками – Бог постоянен с образами и действиями. Во вторых, Иисус умер на кресте за наши грехи. Наказание за грех – смерть (Рим6:23), а так как все согрешили (Рим3:23), мы все заслужили смерть. Но так как Иисус умер вместо нас, спасены ли мы от смерти? – Конечно нет. Христиане умирают каждый день; я умру, вы умрёте и все знакомые вам христиане так же умрут. Но тогда от чего спас нас Иисус? Он спас нас от второй смерти, смерти в озере огненном (Откр20:13-15), смерти нашего духа, а не тела. Грешники же от этого не спасены. В третьих, если смерть действительно является наказанием за грех, как заявил апостол Павел, то Иисус, страдая на кресте, испытал тоже самое, что испытают непрощённые грешники. Но, согласно традиционному учению о вечных муках, страдания Иисуса и близко не напоминают то, что будут испытывать грешники в аду. Получается, что Иисус не мог взять на себя наказание за наши грехи. На самом деле, Он умер, а не вечно страдал, за наши грехи. Почему же Он страдал на кресте? – Его страдания на кресте не имеют отношения к нашему спасению, но испытывая их Он сделался примером для подражания тем христианам, которые телесно и морально страдали и страдают за свою веру (Рим8:17-18; 2Кор1:3-6; 2Тим2:3). Его смерть спасла нас от смерти, Его мучения являлись ободрением для тех святых, которые испытывали в жизни подобные гонения. Сомнения, по поводу этой интерпретации, могут возникнуть по прочтении Откровения 14:11 «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его». Этот стих, как может показаться, говорит именно о том, во что верит большинство христиан, — что грешники будут вечно мучатся в аду. Но подобное, буквальное понимание этого места нарушает прямой смысл вышепреведённых стихов из Библии, что грешники не имеют жизни вечной. Неужели тут противоречие? Одно объяснение, это то, что вечный дым мучений обозначает окончательное уничтожение, исполнение приговора без надежды на оправдание. Отсутствие же покоя ни днём ни ночью не относится к времени после уничтожения, но ко времени в момент уничтожения. Иными словами, поклоняющиеся образу зверя и принявшие начертание не будут иметь покоя в период времени когда они будут окончательно уничтожаемы. Но давайте прочтём 11й стих в контексте предыдущих двух: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его». Как видно из контекста, не все люди испытывают ярость Бога записанную в 11м стихе. Так же, наказание происходит перед святыми Ангелами и пред Агнцем, что невероятно, если этот текст воспринимать буквально. Несомненно, Откровение14:11 можно использовать как доказательство вечных мук в аду, но выдерживает ли эта теория критики в свете всего Писания? Как мы ранее обсудили – нет! К тому же, сама книга Откровение гласит, что «смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр20:14). *** В связи с теорией о вечных муках в аду, стоит упомянуть один существенный нюанс – характер Бога. Давайте предположим, что эта теория верна; все, кто не исповедовал свои грехи, попадут в место вечных мук. Невозможно, в таком случае, избежать вывода, что это есть отображение характера Бога. Он является создателем всего, и ад является Его творением. Он знал, что в нём будут находиться миллиарды людей. Так же, это в Его власти уничтожить ад, что Он никогда не сделает. Что это говорит о характере Бога? Каким нам предстаёт Бог, который из-за Своей любви к грешникам отдал Своего Сына на смерть, и в новом творении, рядом с раем для меньшинства из них, создал камеру пыток для остальных? Вспомните самых жестоких людей за всю историю человечества: Муссолини, Гитлер, Сталин, Пол Пот и прочие. Все они вместе взятые, не причинили и долю тех мучений, которые традиционное христианство приписывает Богу. Смерть миллион людей в концентрационных лагерях не поддаётся сравнению вечной жизни в аду, смысл в котором лишь в причинении боли. Мы часто говорим, что каждый выбирает место, где он проведёт вечность и если он не сделал выбор, получается, что его выбор по умолчанию – ад. В подобном суждении есть несколько логических противоречий. Никто, реально видев ад, не согласился бы в нём пребывать и минуты. Подавляющее же количество людей даже не знает о существовании рая и ада. Делает ли их неведение вечными узниками ада? Каким образом, неосведомлённость приравнивается к вене, наказанием за которую являются нескончаемые боли? Мало того, никто не выбирает жизнь. Если бы не рождённые люди могли производить элементарные статистические расчёты, то никто не пожелал бы родиться, даже если шансы попасть в ад были бы мизерны. Никто, рождаясь, не играет в лотерею. Каждый помещён на эту планету не добровольно и мало кто получил инструкцию, что с этой жизнью делать. Ещё меньшее число людей эту инструкцию прочли, и ещё меньшее количество с нею согласились. Остальные же не заслуживают ничего более исчезновения, или смерти, но не вечные муки. Бог дал им незаслуженную жизнь и шанс унаследовать вечность. Справедливо было бы эту жизнь взять, но не подвергать вечным страданиям, которые они не выбирали. Давайте теперь затронем это место Писания: Рим9:14-24 «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников»? Существует три теории «Предизбрания». Одна говорит, что только от Бога зависит наша способность к покаянию. Другая говорит, что от человека. В свете третьей теории, человек принимает решение, но Бог создаёт все необходимые условия для этого. Какую теорию мы не рассматривали бы (особенно в свете прочитанного места Писания), любая делает Бога ответственным за наши поступки, и окончательное уничтожение, а не бесконечное мучение духа в аду, имеет смысл. Бог не только дал нам жизнь, но и направляет её для достижения определённой цели. Как Он дал жизнь, так Он её в праве и забрать. Но поддерживать её существование в муках ада, это из ряда вон выходящее. Представим себе фермера, который разводит коров. От него зависит, родиться ли телёнок или нет. Так же, если после нескольких лет как корова давала молоко, фермер решает её убить, это его право. Но если он станет её истязать, причиняя ей неистовую боль, это станет примером неоправданного насилия. Если Павел понимал ад как место боли и нескончаемых пыток, то Рим9:14-24 было бы поводом для возмущения. Как человек может называть Бога любящим, если Бог создал людей для единственной причины – демонстрации Своей ярости над грехом? Напротив, если ад это место уничтожения грешника, то Рим9:14-24 имеет смысл: Бог дал жизнь, Он ею воспользовался, Он её забрал. *** Ко всему вышесказанному, традиционная теория об аде, заставляет задать вопрос: Почему Бог чувствует такую необходимость наказать грешников настолько сурово? Что, кто либо из людей, сделал такое ужасное, чтобы заслужить настолько жуткий приговор? Существует ли, вообще, такое наказание, чтобы последствием его была вечная жизнь в огне ада? В конце концов, в человеческом обществе нет подобного наказания ни за какое преступление, чтобы преступник проводил годы жизни в непрекращающихся муках казни. Даже пытки не длятся настолько долго, чтоб их, как либо, можно было сопоставить с вечностью в аду. По сравнению с Богом, даже самые жестокие люди, даже не желая являются более милосердными чем Он. За историю церкви, люди пытались примирить концепцию вечных мук с характером Бога. Один из популярных взглядов гласит что «грехи против бесконечного Бога заслуживают бесконечного наказания». Это мнение утверждает, что зло греха против кого либо, пропорционально благости того, против кого он совершён. Иначе говоря, грех против одного человека, кто сам является преступником, не сопоставим с тем же грехом против порядочного гражданина. Представим себе кражу. Когда вор был найден и представлен перед судьёй, судья говорит: Ты украл доллар, но так как ты его украл у порядочного и доброго гражданина, ты обязан выплатить тысячу долларов… о да, и провести все дни жизни своей в камере пыток. Очевидно, что этот аргумент имеет существенные проблемы с ним связанные. Во первых, Библия учит, что уровень наказания применим одинаково ко всем людям, независимо от их статуса. Во вторых, на каком основании построен вывод, что даже самый маленьких грех, один из тех, которые христиане совершают ежедневно, настолько ужасен в глазах Бога, что заслуживает вечных мук, и только по той причине, что Бог несравненно выше грешника? И что Богу с того что эти грехи совершаются? Он, непосредственно, от них даже не страдает; грешник нарушает Божью волю о нём – это так, но это не преступление подобное тем, за которое люди получают наказание, ущемив права другого человека. С другой стороны, уничтожение духа, лишено подобных казусов. Мы были созданы по Божьей благодати, все грешны и не заслуживаем вечности. Если Ему угодно не давать вечную жизнь никому, он и в этом случае оказался бы справедлив и милосерден, так как дал нам привилегию иметь временную жизнь на земле. Но Он дал нам куда больше чем временная жизнь, больше чем мы заслуживаем. Будучи человеком, Он умер вместо нас, чтоб мы имели возможность примирения с Ним. Но нежелающие иметь вечную жизнь, получают то, на что рассчитывали. Если мы предположим, что Бог действительно настолько ужасен как теория о вечном аде подразумевает, то возникает очередной вопрос. Какой смысл в этом? Даже если мы действительно заслуживаем вечные муки, зачем Богу так необходимо, чтобы мы их испытывали? Какая цель преследуется, удерживать людей в нескончаемых муках, тогда, когда уже слишком поздно что-либо поменять? Во всех цивилизованных странах, наивысшая мера наказания это смерть, а не пытки. Смысл же в тюрьмах в том, чтобы исправить преступника, а неисправимые преступники лишаются жизни. Смысл даже пожизненного заключения в том, чтобы изолировать преступника от общества, таким образом преследуя морально высшую цель. В вопросе вечного ада, подобного нет. Вечные муки в аду не изолируют грешника от общества (это делает смерть) и не воспитывают в нём порядочного гражданина. Какая цель вечных агоний? Если грешные, падшие, злостные люди не прибегают к подобного рода пыткам над себе подобными, разве нормально ассоциировать более худшие деяния с любящим Богом? *** Как мы уже говорили, если человеку представился бы выбор родиться или нет, скорее всего, он ответил бы отрицательно. Но Бог создал нас. Имея свободу выбора, мы можем выбирать праведный путь либо грешный, мы можем покаятся в грехах либо отречься от Бога. Библия не оставляет сомнений в том, что большенство людей в рай не попадут. Получается, что с момента рождения, у человека, шансы попасть в ад, довольно таки велики. Для Бога это не сюрприз. Тем не менее, с любовью и мудростью, Он ежесекундно формирует людей. А почему бы и нет? Если кто из живущих не придёт к спасающей вере, они всё ещё могут прожить года и десятилетия на земле. После этого, они получают то что заслужили и на что рассчитывали: окончательное уничтожение. Если не в чём другом, Бог милостив даже в том, что дал им жизнь. Если они не желают жить вечно, Бог имеет право их уничтожить, привести их в то состояние небытия, в котором они прибывали до рождения. В этом суждении нет ничего, что нарушало бы Писания или противоречило бы характеру Бога. С другой стороны, миллионы людей, избравшие рай, оставят позади миллиарды родственников и друзей, которые окажутся в аду. Как спасённые смирятся с этим? Представьте себе, что любимый вами человек попал в плен, где он подвергается постоянным пыткам. Согласились бы вы умереть, ради того, чтобы этот человек был освобождён? А согласились бы вы умереть, ради того, чтобы этот человек тоже умер и не испытывал больше боль? Надеюсь, что никто, никогда не обязан будет делать подобный выбор в этой жизни. А как насчёт в вечности? Смогли бы вы наслаждаться раем, зная что наши дети, родители и друзья, в данный момент, страдают от нескончаемой боли? Кроме этого, если традиционная доктрина об аде верна, мы будем вечно восхвалять Бога, который создал эту систему пыток, может её уничтожить и навсегда прекратить мучения, но этого не делает по ни кому непонятным причинам. Что то тут не так. *** В жизни, мы принимаем сотни решений ежедневно. Многие аспекты влияют на наш выбор, но практически в каждом случае, цель выбора заключается в том, чтобы получить удовлетворение и избежать боль. Это коренные аспекты, влияющие на наши остальные решения. Тем не менее, они не эквивалентны в своём влиянии. Имея выбор, испытать удовольствие или не испытывать боль, любой человек выберет второе. Пример. Вам предоставилась возможность иметь постоянный финансовый доход в любом размере. Вы можете тратить деньги на всё что пожелаете, не работая и дня. Но каждый год, на протяжении недели, вы будете испытывать невыносимую боль. Согласились ли бы вы на эту сделку? Это не год удовольствий за год мук, а год удовольствий всего за неделю боли. Я бы отказался, при таком условии, жить при скромном состоянии куда приятнее вседозволенности. Подумайте, согласились бы вы рискнуть появиться на свет, зная, что у вас лишь малый шанс попасть в вечную благодать, и куда больше вероятность страдать вечно? Предположим ещё раз традиционную (на сегодняшний день) модель ада. Малая доля человечества находится в Раю, а грешники в постоянных муках ада. Бог добр к праведникам, но каково наше представление о Нём? Что если Гитер раздавал пожертвования голодным, что если он помогал бездомным найти работу, что если он был любящим мужем и примерным отцём в промежутки времени между отправкой солдат на смерть и заключённых в печи? Помогло бы это ему выглядить порядочным гражданином человечества? Сколько добра он должен был бы совершить, чтобы уравновесить зло? Как вы понимаете, подобные грехи не заглаживаются, люди живут с этим всю жизнь, даже если жертва их простила. Но не каждый солдат или заключённый концлагерей были в мире с Богом. И теперь, испытав фашистский режим, и попав в ад их ожидает нескончаемый режим Бога. Имеет ли этот сценарий смысл? Надеюсь вы понимаете, что я не критикую Бога как Он есть, но ту концепцию бога, которая является надругательством над характером Создателя. *** Также, важно понять следущее. Когда проповедники вечных мук ада приглашают очередного человека к покаянию, что творится в голове этого грешника? Идёт ли он на этот шаг надеясь на удовольствие рая, или опасаясь боли ада? Обещания нескончаемой радости, конечно же привликают, но они не могут сравниться с той боязнью боли, которая ассоциируется с современным представлением об аде. А как насчёт любви, уважения и благоухания перед своим Создателем? Как можно признаваться в любви человеку, который заставляет это сделать приставив пистолет к вашему виску? Можно произнести слова признания, но чего они стоят? Представьте себе, что симпатичный парень с отличным состоянием сделал девушке признание. Но прежде чем услышать «да», он её предупреждает, что если она ответит отрицательно на его предложение, то ему прейдётся заключить её в камеру нескончаемых мук. Она желала сказать «да», но в подобной ситуации она просто обязанна это сделать, не столько из-за любви к этому человеку, сколько из-за страха. Неужели Бог таков? Неужели Он желает обращения к Нему любой ценой и под влиянием любой мотивации? Где в этом любовь? А теперь сопоставьте традиционную модель ада с уничтожением духа в аду. Вторая гласит, что те кто не записан в книге жизни испытает вторую смерть (Откр20:12-15). Бог их создал, и по их ожиданиям, и даже желаниям, Он их и уничтожит. Мы же, спасённые любовью Отца, получаем незаслуженную вечную жизнь в личном общении с Тем, кого по настоящену, не принуждённо любим. Столетия истории христианства не произвели удовлетворительного оправдания идее о муках ада и о причинах их существования. Нет никакого объяснения тому, какая польза Богу или грешникам от пыток. В конце концов, учение о вечных муках пагубно влияет на само учение о спасении. Оно превращает благую весть в страшную и печальную новость. Многие люди отказываются даже изучать Библию, справедливо полагая, что идея вечного ада противоречит учению о любящем Боге. В Библии можно найти поддержку обоим представлениям ада. Поэтому, как и в любом другом вопросе, стоит полагаться не на фрагменты Писания, а на весь Его контекст. Какая модель ада пишется под общий сюжет Библии и описанный в Ней характер Бога? Я вижу в Библии уничтожение грешников, отсутствие вечных мук, любящий характер Отца и идеальные условия для проявления любви к Нему.

Реклама
Комментарии

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s