…предыдущая часть

К этому моменту мы рассмотрели некоторые элементы, которые стоит держать в памяти при нашем дальнейшем изучении пророчеств Мт24:

• Мт24:34 содержит временной элемент «не прейдет род сей, как все сие будет».

• Иисус обращается к слушателям, а не к читателям; «скажи нам, когда это будет», «когда вы увидите», «если кто скажет вам» или «будут предавать вас».

• Кончина века это не конец мира, а прекращение ветхозаветней эры.

• Фраза «приход Иисуса» является ветхозаветней формулировкой обозначающей суд и наказание.

• Разрушение храма, пришествие Иисуса и кончина века приравниваются к одному событию.

• Иисус предостерегал что войны, глады, моры и землетрясения будут неотъемлемой частью при жизни апостолов, и что они не являются знамением конца.

• Иисус предсказал, что преследования христиан будут сопровождать Его учеников перед кончиной века; в посланиях и в Деяниях вы видим, как это пророчество сбывалось.

Теперь мы подошли в той части пророчеств, которые вынуждают многих переосмыслить очевидное время исполнения их. Что более всего смущает из пророчеств Иисуса в Мт24 это проповедь Евангелия по всей вселенной, мерзость запустения, великая скорбь, чудеса лжепророков, потемнение солнца и луны, падение звёзд и знамение Сына на небе. Именно эти аспекты пророчества заставляют многих современных проповедников перенести время исполнения пророчеств в неопределённое будущее, и перефразировать буквальное понимание слов Иисуса о времени исполнения их. Давайте рассмотрим эти элементы пророчества не в свете газетных заголовков, а в контексте Ветхого Завета.

Мт24:14 «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Если понимать «всю вселенную» буквально, то конец не придёт никогда, так как вселенная очень большая и проповедь Евангелия по ней не только нелепая затея, но и невыполнимая. Если под вселенной понимать всю Землю, то, по мнению многих, конец должен скоро наступить, так как миссионеры, радио, и телевидение довольно активно евангелизировали почти всю планету. Но давайте посмотрим как фраза «вся вселенная» (holos oikoumene) использована в других местах Нового Завета. Лк2:1 «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (oikoumene)». Как известно, Август не правил всей планетой; перепись проходила на всей населённой территории подвластной ему. Если Иисус говорил о всей планете, Он использовал бы слово kosmos (как например «вы свет мира»), а не oikoumene. Так же взгляните на другие два места, где используется слово oikoumene: Дн11:28 «… Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» и Деян24:5 «найдя сего человека язвою [общества], возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси…» Не только сравнение слов даёт нам возможность осознать, о какой местности говорил Иисус, но в Рим10:18, 14:24-25 и Кол1:5-6, 23 мы видим, как Его пророчество сбылось: «…по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их», «Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере», «в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире», и «если только … не отпадаете от надежды благовествования, … которое возвещено всей твари поднебесной».

Многие могут согласиться, что всё сказанное Иисусом, до сих пор, относилось к прошедшим событиям первого столетия, но, начиная с 15го стиха, Иисус описывает далёкое будущее, которое до сих пор не наступило: «… когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте…». Но заметьте, между этими событиями мы не наблюдаем никаких переходов, смены тона или изменения временных индикаторов. Напротив, все, что описано выше 34 стиха относится к одному и тому же периоду казней «не прейдет род сей, как все сие будет».

Что же такое «мерзость запустения»? Несмотря на то что мы не можем знать наверняка что эта фраза означает, так как Библия об этом умалчивает, Лк21:20 даёт ответ на вопрос когда это произошло: «когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его». Из истории мы знаем что это произошло в первом столетии, перед уничтожением Израиля. В Мт24:16-20 Иисус даёт конкретные рекомендации о том как избежать казни: «находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Эти рекомендации не возможно было бы соблюсти сегодня. Чтоб их применить к нашему времени, их нужно полностью перефразировать. Но в то время слова Иисуса имели прямой смысл.

Мт24:21 «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». На ум сразу приходит холокост, то, каким ужасным событием он был, кроме всех остальных народов, для евреев. Но Иисус обращался к людям, живущим в Его время, и к народу который был под законом Ветхого Завета. Мы не под законом более, но под благодатью. Вспомним первое разрушение храма армией Навуходоносора, насколько ужасным событием считалось его уничтожение и последующее пленение всего народа. Но в 70м году, все кто не умер от голода и болезней был убит мечом, а храма не существует не 200 лет, как в первый раз, а уже более 19 столетий. Разрушение второго храма и уничтожение евреев в 70 году было поистине катастрофичным событием. С момента утверждения Нового Завета, евреями считаемся мы, христиане (больше об этом читай тут). Наш Храм и наша жертва за наши грехи – это Христос, Он не может разрушиться; наше жилище — на небесах. Никакие материальные катаклизмы не могут причинить ущерб нашему духу. Поэтому то, что произошло в момент казни старого Иерусалима, не может произойти с нами, и не может относиться к тому, что происходило с людьми во время холокоста.

Мт24:23-26 «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», — не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», — не верьте». Мы уже говорили о том что перед уничтожением Израиля многие лжемессии возбуждали народ на восстание против Рима. Их всегда сопровождали лжепророки: 1Ин.4:1 «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире», 2Пет2:1 «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель», Деян20:29-31 «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте». В отличие от Иисуса, все лжемессии предлагали политическую независимость, в то время как лжепророки клеветали на Иисуса. Иисус же дал нам освобождение от греха, но так как Он не удовлетворял ожидания большинства евреев (Ин19:12-15), лжеучителя отвлекли многих от правды.

Мт24:27 «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Тут Иисус использует ветхозаветный образ, с которым были хорошо знакомы Его слушатели, но который мы используем не так откровенно как люди того времени. В Лк10:18 Иисус описывает свершение суда над сатаной «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Молния, как и другие видимые феномены (дым, огонь, ветер) использована для придания характера не видимым аспектам Бога (Пс17:14, 76:18, 96:4, 143:6, 2Цар22:13-15). Зах9:14 «и явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных». Обратите внимание на то, как похожи эти описания с Мт24:30 «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Это не описание возвращения Иисуса чтоб восхитить христиан; Иисус использует образы Ветхого Завета чтоб описать проявление Своей ярости и гнева на падший Израиль. Стоит добавить, что молния не является глобальным феноменом, но локальным. Её видно от горизонта и до горизонта, но не за пределами его. Таким образом, Иисус пророчествовал о Своём гневе, который излился на Израиль, а не на всю планету. «Пришествие Иисуса» не обозначает Его возвращение, но наказание, как например в Откр2:5,16 и 3:3. Ис19:1, 26:21 и Мих1:3 используют «шествие Господа» в этой же форме.

Мт24:28 «где будет труп, там соберутся орлы». В этом месте Иисус использует образ проявления гнева на проклятый народ из Втор28: 49 «пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь».

Мт24:29 «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». Эти катаклизмы должны были произойти непременно после описанного ранее («вдруг»), а не через тысячелетия. Тут, также как и ранее, Иисус использует ветхозаветные образы: Ис13:10 «звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим», Ис24:23 «и покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава», Иез32:7-8 «И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог», Ам5:20 «Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния», 8:9 «и будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня». Эти образы должны были прийти на ум ученикам, чтоб осознать сравнение разрушения Израиля с разрушением Вавилона, к которому были обращены пророчества в ВЗ. Иисус не говорит о Вселенских катаклизмах, но о суде, который изольётся на Иерусалим таким же образом, как это произошло с Вавилоном.

Почему Солнце, Луна и звёзды? Нации, на протяжении всей истории, использовали эти образы по отношению к себе, так как это самые яркие и недостижимые видимые объекты. Уничтожение этих ассоциаций являлось посягательством на национальные идолы. Израиль не был исключением. Солнце, Луна и звёзды были символичны для евреев со дня, Иосиф рассказал свой сон своей семье (Быт37:9-12). Солнце, Луна и звёзды символизировали сам Израиль. Откровение, в главе 12, также ассоциирует светила с Израилем.

продолжение…

Реклама
- комментарии
  1. Vlad:

    Этот и остальные посты о пророчествах можно прослушать на youtube…
    Изучение Библейских Пророчеств: http://www.youtube.com/watch?v=tHhqOHPtbZA
    Время исполнения пророчеств: http://www.youtube.com/watch?v=I_MjdUq2gJ0
    Матфея 24:1-13: http://www.youtube.com/watch?v=XEOuBaXODlE
    Матфея 24:14-29: http://www.youtube.com/watch?v=tq8K1RWD9-A
    Матфея 24:30-41: http://www.youtube.com/watch?v=-y4_PPMfScg
    Книга Даниила 9:24-27 и заключение: http://www.youtube.com/watch?v=Lf2tBxABvGY

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s