В этом первом посте, посвящённому изучению Библейских пророчеств, я опишу важность изучения их и существующие учения, истекающие из разных методов чтения Писаний. В конце этого поста я проведу анализ применения этих методов к пророчествам.

Эсхатология это система взглядов и представлений о конце света. Библейская эсхатология это изучение того как Библия описывает конец света, восхищение христиан, когда вернётся Иисус и тд…

Это не новость что гаданий о том, когда придёт конец света, существует не мало, а так же не свершившихся гаданий, которых в сотни раз больше. Имея перед собой такую статистику, важно не прикрываться Мт24:36 (О дне же том и часе никто не знает), лишая теорию любой возможности быть проверенной, но правильно понимать пророчества, чтоб интерпретация их не попадала в разряд гаданий. Но для начала, давайте осознаем, зачем изучать пророчества и насколько это важно.

Пророчества (Библейские) важны, так как они говорят нам о воле Бога относительно будущего. Все желают знать будущее, это то, что делает изучение пророчеств таким интригующим. Но важно понять разницу между Библейскими пророчествами и гаданиями.

• Во-первых, пророчества фокусируют наше внимание на искупительную работу совершённую Христом, но не на нас индивидуально. Поэтому, пророчества описывают будущее, в котором Бог совершает Свой план искупления; целью пророчеств не является описание наших ожиданий о том что произойдёт с нами или эти миром. Гадания же Нострадамуса, Ванги и прочих предсказателей эгоцентричны и сенсационны, они описывают события, имеющие отношение лично к нам; цель этих предсказаний – удивить и шокировать.

• Во-вторых, пророчества занимают четверть Библии. Игнорируя пророчества, мы исключаем каждое четвёртое слово из нашего общения с Богом.

• В-третьих, изучение пророчеств на индивидуальном уровне, позволит нам избежать бесполезное вовлечение в философию мирских гадателей и ошибок интерпретации Библейских текстов, которые фигурируют и в популярной прессе, и в христианской литературе. Важно помнить, что по Божьим стандартам пророк должен быть прав на все 100% прежде чем к его следующему слову прислушаются люди. Этот стандарт ставит мирских гадателей в разряд шарлатанов, так как по мирским стандартам, все, что выше 50% является достаточно приемлемым.

• В-четвёртых, ложные интерпретации пророчеств используются для опровержения богодухновенности Писания. Естественно, знание того, как правильно понимать то или иное пророчество, избавит нас от опасных компромиссов. В Мт16:27-28 записано сенсационное откровение о том, что некоторые из учеников Иисуса не умрут, как увидят Его возвращение. Известные и влиятельные писатели (например C.S. Lewis) высказывались о том, что Иисус был не прав в этом вопросе; другие экстраполировали далее: если Он и в этом был не прав, то возможно, Он был не прав и в чём-то другом, или даже во всём.

Итак, чтобы понять Библию, мы будем изучать Её на основании текста Самой же Библии. Это резонно, это то что мы делаем по отношению к любому другому тексту, и это то что Сама Библия рекомендует (2Пет1:20-21).

Вопрос Хилиазма или милленаризма.

В Отк20 встречается единственное место о 1000летнем правлении Иисуса. Существует несколько учений о том когда именно этот период наступит.

• Пре-милленаризм учит о том что Иисус вернётся на Землю до того как этот период наступит.

• Пост-милленаризм учит обратному. Большинство  приверженцев этого учения считают 1000-летний период не буквальным, а «длительным». Например в Пс49:10 и Пс83:11 слово «тысяча» не обозначает тысячу, но множество. Поэтому, пост-милленаристы считают, что царство Христа это исторический процесс, который длиться, на данный момент, уже 2000 лет.

• А-милленаризм это похожее на пост-милленаризм учение. Разница в том, что для а-милленариста царство не является историческим процессом, а пост историческим событием. Условия жизни для человека, особенно для христиан, докажут себя более и более плачевными в ходе мировой истории.

• Самым популярным движением в наше время является диспенсационный пре-милленаризм. При нём, 7 лет Великой Скорби, при которых Израиль находится в фокусе истории, следуют за восхищением (вознесением) Церкви.

Вопрос о восхищении Церкви.

Существует как минимум 5 учений о восхищении и одно о том что его вообще не будет.

• Книга, а позже фильм “Left Behind” (“Оставленные”) популяризировала учение о том, что Церковь будет восхищена, а затем Иисус вернётся до Великой 7-летней скорби.

• Ещё одно учение говорит, что Церковь будет восхищена до скорби, после которой Иисус вернётся.

• Два других учения учат о восхищении Церкви после и посередине периода 7-летних скорбей.

• Частичное восхищение учит о том, что восхитятся лишь некоторые христиане.

• И последнее учение, говорит о том, что Библия не учит о восхищении как об отдельном, от второго прихода Христа, событии. Возвращение Христа для суда и есть часть восхищения Церкви.

Вопрос об антихристе.

• В лице антихриста многие люди ожидают видеть мирового лидера, который найдёт решение всех проблем человечества. Он питается силой и разумом от самого сатаны, и предаст всех доверившихся ему людей в период Великой Скорби. Недавними кандидатами в антихристы считались Рейган, Кеннеди, Муссолини, Гитлер, Киссинджер и Горбачёв. Менее серьёзными кандидатами были Коперфилд, Жириновский, Кашпировский и пр. В Откровении же и в книге Даниила слово «антихрист» не встречается вовсе. Не встречается и отстроенный храм, где антихрист должен сесть на престоле, и не встречается утверждённый, именно им, завет. Многие могут думать что антихрист это тот кто против Христа. Библейское же определение записано в 2Иоан1:7 «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист». Продолжая читать все места Библии об антихристе (их всего четыре: 1Ин2:18, 2:22, 4:3 и 2Ин1:7) мы легко осознаём, что под антихристами подразумеваются люди отрицающие Иисуса пришедшего во плоти и жившие в последнее время. Вопрос: о каком «последнем времени» говорится в 1Ин2:18 «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время»?

Вопрос о Последнем Времени.

Каждый раз, когда христиане пытаются предсказать будущее и ошибаются, в глазах не верующих, а так же и христиан, авторитет Библии становится под вопрос. Христиане безрезультатно использовали текст Библии на протяжении 2000 лет чтоб доказать что конец уже близок. Поводом для подобных предсказаний часто являлись катаклизмы, войны и болезни. Как известно, все три существовали все 2000 лет. Даже если в последнее время эти ужасы участились, это не говорит о том, что они не станут ещё хуже. Соответственно, мы не имеем оснований полагать что мы живём в Последнее Время. В 1927 году, перед приходом Муссолини к власти, Oswald J. Smith предвещал скорый приход Иисуса так как считал Муссолини антихристом. Как нам известно, более 80 лет спустя, даже 2 мировая война была лишь очередной войной, самой ужасной по сей день, но лишь войной, не символизирующей ничего пророческого. Smith, в отличие от подобных ему лжепророков, признал свою ошибку и даже пытался выкупить копии своей книги чтоб их уничтожить.

• Некоторые верят, что Последнее Время это период истории непосредственно перед возвращением Христа, либо что это время перед уничтожением Вселенной. Многие верят, что мы живём именно в это время. Другой взгляд, что Последнее Время это период после первого прихода Христа и до второго Его пришествия. Согласно этому взгляду, мы живём в этот период.

• Так же, есть взгляд что Последнее Время относится к смене Старого Завета на Новый, когда прекратились жертвоприношения, разрушился материальный храм, и когда прекратилось земное священство. Мы знаем, что Иисус прекратил жертвоприношения, Сам став жертвой. На третий день после смерти Он создал новый Храм, чем является Его тело. И Он стал новым священником по чину Мелхиседека. По разрушении земного храма в 70 году, завершился период последнего времени для Ветхого Завета. Евр1:1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил»; Евр9:26 «иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею»; 1Кор10:11 «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

О чтении Библии

В 1970 году, Hal Lindsey издал книгу “The Late Great Planet Earth”. Он предвещал, что через 40лет после основания Израиля придёт конец. Как доказательство, он использовал Мт24:34 «истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет». Он считал так: род или поколение это 40 лет + 1948 (дата основания Израиля как нации) = 1988 год. Книги 70х и 80х годов, на основании мнения Hal’а, предвещали скорый конец света. Например, Edgar Whisenant опубликовал книгу «88 причин почему восхищение произойдёт в 1988 году». Он писал, что если это не произойдёт, то Библия не права. В 1989 году он написал другую книгу «Последний крик: репортах о восхищении» в которой он пытался объясниться. «…Возможно Россия восстанет и попытается уничтожить Израиль…» — это писали в 1916 году. «Россия идёт войной на Палестину, а значит конец уже близок…» писали в 1928. «Муссолини является антихристом» писали в 1927. Позже антихристом стал Гитлер. Даже существовало мнение о том что Гитлер оживёт так как он очень хорошо подходил на роль антихриста.

Существует два метода чтения Библии. Один, это извлечение смысла из самого текста (экзегетика). Второй, это вкладывание смысла в текст на основании внешнего влияния (эизегетика). Но есть так называемая «газетная экзегетика», это интерпретация пророчеств под влиянием газетных заголовков. Когда пишут о войне, болезнях и катаклизмах многие ложно интерпретируют это как доказательство Библейских пророчеств, подставляя исторические события под пророческие описания, вместо того чтоб делать наоборот.

Золотое правило интерпретации Библии, согласно автору «Left Behind» Tim LaHaye, гласит: «Не ищите другого смысла в Писаниях, если возможно буквальное понимание Их; воспринимайте каждое слово буквально, кроме тех случаев, когда контекст диктует иначе». Но придерживается ли он сам этого правила? Его первая сцена в фильме описывает его интерпретацию Иез38-39. Но в отличие от его «видения», в пророчествах нет истребителей и атомного оружия; Иезекииль описывает всадников с луками, стрелами, мечами и щитами. Также контекст не диктует иную трактовку этих описаний, и он не указывает на то, что происходящее удаленно от времени пророчества на тысячелетия.

Вышеупомянутое правило интерпретации является хорошим правилом, но не всё в Библии нужно понимать буквально. Иисус сказал, что Он восстановит разрушенный храм в три дня. Но Он этого не сделал, так как Он не говорил о земном, буквальном храме. Вспомните разговор Иисуса с Никодимом в Ин3:3. Иисус говорил о втором рождении, но Он не говорил о нём буквально. Подобных примеров множество. Бог часто обращается к нам в образах, сравнениях и аллегориях. Буквальная интерпретация не способна объяснить такие пророческие элементы как «красный дракон с семью головами», «меч из уст Христа», «связывание сатаны цепями» и тд.  Как же понимать эти элементы? – Использовать наш здравый смысл? Важно помнить, что не всегда его достаточно. Наш здравый смысл даёт нам знать, что Иисус не намекал о вампиризме, когда говорил ученикам пить Его кровь, но он не в состоянии объяснить, что именно Иисус имел в виду. Понимание, в подобных случаях, приходит из Библии. Например, Солнце, Луна и звёзды, в Мт24:29 «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются», не укладываются в рамки буквальности или здравого смысла, их нужно понимать в свете Ис13:9-10 «Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим».

Итак:

• Библия переводилась людьми, у которых уже были сформированные взгляды о Ней и о том, что в Ней написано. Поэтому, часто можно обнаружить нестыковки, если наши взгляды отличаются от взглядов переводчиков. Чтоб избежать путаницы, следует читать сомнительные места в их оригинальном варианте – греческом или еврейском. Совсем необязательно знать эти языки, достаточно сравнить то, как слово в оригинале, использовалось в контексте других мест Библии, и тогда его значение станет ясным.

• Бог обращался к людям, жившим в иное время и к людям иной культуры. Оба аспекта очень отличны от того к чему привыкли мы. Это стоит не забывать. Простой пример — использование слова «тварь». В наше время это слово не обозначает «творение», а используется как ругательство.

• НЗ писался в контексте ВЗ, а не сегодняшних газетных заголовков. Иногда Иисус это подчёркивал, цитируя ВЗ, но зачастую Он ожидал что Его слушатели знакомы с ВЗ. Поэтому и нам важно знать образы ВЗ и пользоваться ими при чтении пророчеств НЗ.

Давайте рассмотрим три аспекта толкования пророчеств, которые помогут нам внести ясность в прочитанное из Библии: общие временные индикаторы, специфические временные индикаторы и логические временные индикаторы.

Обратите внимание на то к кому идёт обращение и о каком последнем времени говорится в Иакова5:1-3 «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни». Из прочитанного видно, что определённые богатеи копили себе богатство в период Последнего Времени, то есть в начале первого века нашей эры. 4-8 «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня…  укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается… вот, Судия стоит у дверей». Тут мы видим переход на другую аудиенцию, на работников, кто должен быть долготерпелив ожидая приход Господа. Если прихода Господа ещё не было, то слова Иакова были ложными. Обратите внимание на временные индикаторы в 8м и 9м стихе: «приближается» и «у дверей». Если эти индикаторы указывают на то что не произошло с тех пор как они были произнесены 2000 лет назад, то эти понятия полностью теряют свой смысл, они не обозначают «скоро» или «рядом», но «когда угодно» и «где угодно». Но давайте, всё же, предположим, что в Библии каждое слово имеет конкретное значение. В таком случае работники получили обещанное ещё при жизни, 2000 лет назад.

Книга Откровение использует эти же слова, таким же образом. Откр1:1-3 «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре… ибо время близко». Если описанное в Откровении ещё не свершилось, то эти слова (вскоре и близко) имеют смысл отличный от всего Писания, что не вероятно. В Откр22:10 мы читаем «и сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко». Но в книге Даниила 8:26, 12:4 и 12:9, написанную менее чем 600 лет до книги Откровения мы видим другую картину: «сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени». Сравнивая Писание с Писанием, мы легко можем понять значение этих простых фраз. Всё же, некоторые пытаются обойти эти очевидности, прибегая к разным приёмам. Например, некоторые говорят, что время для Бога другое, чем для нас. Но в подобном случае мы опять теряем возможность понимания даже простых фраз. Если понятие «близко» используется как «далеко» в одном случае, ту же трактовку следует ожидать и во всей Библии, но этого непостоянства в Библии не наблюдается. Другие пытаются интерпретировать слово «вскоре» как «скоро», поменяв смысл с «событие произойдёт вскоре» на «событие произойдёт быстро».

Логические индикаторы в Мт10:23 «Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий». Эта фраза обозначает что те, к кому обращается Иисус, будут свидетелями Его возвращения. Считать иначе, это интерпретировать слова Иисуса на основании наших ожиданий или представлений, а не на основании буквального чтения Слова. То же можно сказать и про Мт16:27-28 «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего … есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Это событие, по словам Иисуса, должно было произойти после того как некоторые из Его учеников умрут, но некоторые ещё будут в живых. Тем не менее, есть мнение, что Иисус говорил о Своём преображении, которое случилось примерно неделю спустя. Но к тому времени ещё ни один из учеников не умер. Другие полагают, что Иисус говорил о дне пятидесятницы, но к тому времени умер лишь один Иуда. Большинство комментаторов полагают что Иисус говорил о времени второго пришествия, которое, как они считают, ещё не произошло. Но в таком случае стоит полагать, что некоторые из учеников Христа всё ещё живы (даже существует теория, исходящая из этого ошибочного мнения, что апостол Иоанн до сих пор жив). Гораздо логичнее предположить что события, описанные Иисусом, произошли в течение 40 лет (одно поколение из Мт24:34), с 30й по 70й год. Разрушение храма, в 70 году, являлось кульминацией Божьего гнева, павшего на царство Иуды. До этого, Бог уничтожил царство Израиля в 722 году (смотри пост «Богач и бедняк»). Царство Иуды отделалось пленением в Вавилоне, но опять попало под проклятие ~550 лет спустя, не приняв Мессию.

продолжение…

Реклама
- комментарии
  1. Книга Left Behind (1995) и тем более фильм не может быть основой популяризации христианского мнения . Диспенциолиaзм и приллеминаризм существовали в христианской истории столетия до 1995 года. Хотелось бы поделиться как формировалось мое понимание учения о последнем времени (эсхатологиии).
    Мое представление об эсхатологии развивалось примерно так.
    Сначала я знал только диспенсационализм, поскольку так учили в нашей церкви.
    Потом я взглянул шире и увидел, что, оказывается, подавляющее большинство богословов прошлых столетий не были диспенсационалистами.
    (Это может заставить поволноваться, все-таки серьезная компания богословов подбирается.) Но потом я взглянул еще шире и увидел, что, оказывается, самые ранние богословы Церкви были диспенсационалистами (во всяком случае, премилленаристами, что можно считать разновидностью диспенсационализма). Постмилленаризм и амилленаризм пришли в Церковь уже после того, как сама Римская империя вместе с императором во главе стала христианской — ждать свержения этого земного режима и установления Царства Христова стало абсурдным и даже кощунственным. Правда, теперь нам довольно очевидно, что и режим безбожный, и ждать будущего Царства отнюдь не кощунственно.
    В общем, я нахожу подтверждения диспенсационалистской эсхатологии (и, соответственно, экклезиологии) и в библейском свидетельстве, понимаемом наиболее естественным образом, и в историческом наследии прошлого богословия, и в развитии событий земной истории.

    • Vlad:

      Я считаю что искать одобрения своим взглядам (не важно как сложившимся) на основании колличества голосов богословов не верно. Понятие «богослов» растяжимое, у каждой деноминации свои авторитетные богословы. Если интересоваться чьим-то мнением, то апостолов, и желательно прислушиваться тех их взглядов которые были утвержденны уже после восхищения Иисуса, когда все неясности были удовлетворенны. Вот один пример:
      По мнению диспенциолизма пришествие Христа будет сопровождаться очевидными для всех знамениями (Мт25:31-34). Но это не то как апостолы представляли себе приход Христа и воскресение (восхищение); 2Тим.2:18 «Таковы Именей и Филит,которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру». Чтоб опровергнуть лжеучение Именея и Филита достаточно было ничего не делать если все ожидали являения Иисуса видимым образом и восхищение как в фильме Left Behind. Но многие повелись на их обман и Павел считал нужным их облечить так как истинное воскресение было духовным 1Кор.15:50 «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления».

  2. Vlad:

    Этот и остальные посты о пророчествах можно прослушать на youtube…
    Изучение Библейских Пророчеств: http://www.youtube.com/watch?v=tHhqOHPtbZA
    Время исполнения пророчеств: http://www.youtube.com/watch?v=I_MjdUq2gJ0
    Матфея 24:1-13: http://www.youtube.com/watch?v=XEOuBaXODlE
    Матфея 24:14-29: http://www.youtube.com/watch?v=tq8K1RWD9-A
    Матфея 24:30-41: http://www.youtube.com/watch?v=-y4_PPMfScg
    Книга Даниила 9:24-27 и заключение: http://www.youtube.com/watch?v=Lf2tBxABvGY

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s