…предыдущая часть

Тенденция многих комментаторов пророчеств, к сожалению, в том, что они используют отдельные фрагменты Библии чтоб сложить логическую цепочку. Такой подход, как к конструктору, может заставить Библию говорить о том чего в Ней нет. Возьмём, к примеру, фрагменты Писания и составим логическую, но абсолютно не верную фразу: «Иуда… вышел, пошел и удавился… и вы поступайте так же… это делайте скорей… потому что Бога не существует». В Евангелии от Матфея, в 24 главе, записаны пророчества Иисуса об уничтожении храма, о Его пришествии и о кончине века. Изучать эти пророчества мы будем путём  исследования всей Его речи, стих за стихом, с учётом непосредственного контекста, на фоне которого Иисус произнёс эти пророчества. Так же мы рассмотрим встречающиеся образы, не подставляя их под «газетные заголовки», но в свете того как они использовались в Ветхом Завете. Читая Мт24, важно помнить, что всё записанное истекает из определённого исторического контекста. Поэтому, для начала, давайте вернёмся в Мт21 и проследим за тем, что подводит нас к Мт24.

Иисус триумфально въезжает в Иерусалим. Он оценивает духовное состояние народа и находит его извращённым. Иисус выгнал меновщиков и продающих в храме. Он исцелил больных и удивил этим священников. Дети признали это за знамение, но священники вознегодовали на это. На примере смоковницы, в Мт21:19, Иисус демонстрирует, что происходит с нацией, когда она перестаёт приносить плод,- Бог её уничтожает. В Мт21:41 Иисус осуждает злых виноградарей за то, что они убили сына владельца виноградника. Иисус является этим сыном. Он же является и камнем, который отвергли строители (Мт21:42). Фарисеи, согласно Мт21:45, осознали, что Иисус говорил именно о них. Мт21:43 «потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Фарисеи понимали, чем угрожал им Иисус: что Царство будет отнято от них и дано будет другому народу, и это произойдёт при их жизни. Притча о брачном пире из Мт22 описывает брачный пир, где отец жениха уничтожает тех кто оказался не достойным быть на пире, и сжёг их город. Город, в данном случае, является ни чем иным как Иерусалимом, который был уничтожен в 70 году, менее чем 40 лет с момента как Иисус об этом пророчествовал. Мт23:29-36 продолжает описание причины суда: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей». Иисус не описывал то, что произойдёт в неопределённом будущем, но то что происходило с момента произношения этих слов, до момента уничтожения Израиля. Это происходило с тем поколением, к которому были обращены слова: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Дом, о котором говорится, является храмом, в котором Иисус произносил эти слова. Ранее, Он провёл параллель с Ис56:7, называя храм «домом» молитвы.

Начало Мт24 описывает то время, когда начнут сбываться пророчества, описанные позже в главе. Разрушение храма является центральным событием. Исходя из Мт24:34, всё описанное выше, произойдёт к концу 40 летнего периода одного поколения, к которому были обращены слова «не прейдет род сей, как все сие будет».

Мт24:2 «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Подобная ситуация сложилась 600 лет до рождения Иисуса. В то время Израильский народ повяз в грехе. К нему Бог посылал пророков, но они были убиты. За всё это, Бог предал Израиль в руки Вавилона; храм был уничтожен. Лишь после 70ти лет пленения евреи смогли вернуться в свою землю и отстроить новый храм, об уничтожении которого сейчас пророчествовал Иисус.

Контекст, к этому моменту, должен быть очевиден. Иисус предвещает уничтожение храма, которое произойдёт при жизни некоторых учеников, к концу поколения, к которому были обращены слова Иисуса. Не храма, который может отстроиться в третий раз, когда либо, а может и нет, но храма, который был уничтожен в 70 году Богом, посредством Римской армии. Новый Завет ничего не говорит об третьем храме, кроме духовного. Ученики, задавши вопрос в Мт24:3 должны были понять именно это. Всё это действительно произошло. Тем не менее, аргумент о третьем земном храме часто используется для отдаления 24 главы в неопределённое будущее. Следующие стихи подтверждают идею о том что аудиенцией Иисуса были те люди к которым Он непосредственно обращался, а не мы, живущие 2000 лет позже: «тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое», «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу», «если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте», «Я наперед сказал вам» и дт. «Вас», «ваше», «вы» и «вам» не то же самое что «их», «они» и «им». Павел, один из людей того поколения, к которому были обращены слова Иисуса, позже писал в 1Кор.10:11 «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков», Евр1:1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне».

В Мт24:3 ученики задали Иисусу два вопроса: «скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Кончина века это не то же самое, что конец света в популярном смысле. Ученики приравнивали кончину века с разрушением храма. Для евреев того времени разрушение храма означало прекращение жертвоприношений и земного священства. Всё что касается служения Богу по Ветхому Завету имело храм своим центром. Естественно, с разрушением его, приходит конец Ветхого Завета (в определённом смысле). Во время первого разрушения храма это не произошло, так как Мессия не утвердил Новый Завет, но в данном случае, Иисус утвердил Новый Завет и уничтожил фундамент (храм) Ветхого Завета.

Кроме вышеприведённых, очевидных свидетельств о кончине века в первом столетии, Мт24:34 очень откровенно указывает на время исполнения пророчеств «не прейдет род сей, как все сие будет». У многих с этим есть проблемы. В некоторых комментариях к Библии, например, слово «род», интерпретируется как «народ». В таком случае этот стих читается как «не прейдёт народ сей, как все сие будет». Это сделано, чтоб вложить в текст смысл, которого в Библии нет. Для многих не укладывается, что поколение людей (род), к которому были обращены слова Иисуса, были свидетелями исполнения Его пророчеств. Но слово «род» (genea) не используется как «народ» нигде в Новом Завете. Для слова «народ» есть своё слово (genos), как например в Мк7:26. Вторая проблема с этим комментарием заключается в том, что если следовать этой логике, еврейский народ прекратит своё существование когда «всё сие» сбудется перед приходом Христа, до тысячелетнего царства. Но это не имеет смысла, так как те, кто придерживается этой интерпретации, считают, что евреи будут в тысячелетнем царстве на Земле.

Многие приняли иную позицию в этом вопросе. Под родом они понимают то поколение людей, которые будет жить в период исполнения пророчеств. В таком случае, этот стих не является более индикатором времени свершения пророчеств, а индикатором того как долго события будут длиться. Но с этой интерпретацией текста тоже есть проблемы. Во-первых, каждый раз, когда используется фраза «этот род» в НЗ, она направленна к непосредственным слушателям, а не к будущим читателям. Во-вторых, чтоб эта интерпретация работала, к Писанию необходимо добавить то, чего в Нём нет, так как буквальное чтение этот взгляд не поддерживает.

Получается, что с одной стороны, Иисус был не прав когда предрёк исполнение пророчеств в первом столетии. С другой стороны, Библия была написана не достаточно прямо, и Её можно интерпретировать так, как требует мировоззрение читателя. Подобная логическая гимнастика часто, совершенно справедливо, осуждается противниками Библии.

Мт24:36

продолжение…

Реклама
- комментарии
  1. Vlad:

    Этот и остальные посты о пророчествах можно прослушать на youtube…
    Изучение Библейских Пророчеств: http://www.youtube.com/watch?v=tHhqOHPtbZA
    Время исполнения пророчеств: http://www.youtube.com/watch?v=I_MjdUq2gJ0
    Матфея 24:1-13: http://www.youtube.com/watch?v=XEOuBaXODlE
    Матфея 24:14-29: http://www.youtube.com/watch?v=tq8K1RWD9-A
    Матфея 24:30-41: http://www.youtube.com/watch?v=-y4_PPMfScg
    Книга Даниила 9:24-27 и заключение: http://www.youtube.com/watch?v=Lf2tBxABvGY

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s