Продолжение размышлений о душе и духе

Posted: Октябрь 7, 2012 in Ответы
Метки:, , , , ,

Несмотря на чётко описанные в посте «Душа или Дух?» Библейские критерии, по которым можно чётко определить понятия «душа» и «дух», многие места в Писании продолжают путать своей неопределённостью… или, по крайней мере, это так кажется. Этот пост я решил посвятить многим из них. Сделав это я докажу что описанная идея, в посте «Душа или Дух?», не является ложной, и, самое главное, что Библия не имеет в себе противоречий (по крайней мере в этом вопросе).

В посте «Душа или Дух?» мы определили, что душа это не отдельная от тела субстанция, а жизненный процесс или просто жизнь. Дух же это и есть мы, наш разум и интеллект не зависящий от нашего мозга, но проявляющий себя через него. Это та «субстанция» которая данна Богом и которая будет вечно пребывать с Ним когда душа прекратится. Важно заметить что Библейский текст не является техническим описанием работы Вселенной, но литературным, а язык написания содержит множество художественных оборотов, метафор. Поэтому, хотя эмоции являются составляющей нашего духа, они иногда приписываются не ему, но душе, так как эмоции мы проявляем в нашей жизни. На этом примере я хотел предупредить что сопоставляя характеристики души и духа мы обязяны учитывать ньюансы Библейского языка. С этим примером схожи и следующие характеристики души и духа (рассматривая их, задумайтесь, свидетельствуют ли они что всё вышесказанное не верно, говорят ли они что душа и дух это одно и то же, определяют ли они что на самом деле есть душа и дух?):
• Прит. 23:7 «каковы мысли в душе его, таков и он»; Иов. 20:3 «дух разумения моего».
• Быт. 42:21 «мы видели страдание души его» ; Иов. 7:11 «в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей».
• Иоан. 12:27 «Душа Моя теперь возмутилась» ; Иоан. 13:21 «Сказав это, Иисус возмутился духом»
• Пс. 34:9 «А моя душа будет радоваться о Господе» ; Лук. 10:21 «В тот час возрадовался духом Иисус»
• Лук. 1:46 «…величит душа Моя Господа» ; 1 Кор. 14:14 «…дух мой… молится…».
• Мих. 6:7 «Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?» ; 2 Кор. 7:1 «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа».

Когда мы говорим «я ударил ногой по мячу», мы не ассоциируем решение это сделать ноге, но нашему сознанию. Если мы скажем «мой разум отдал команду ноге ударить мячь» мы передадим слушателю ту же информацию что и предыдущая фраза. Так же мы можем сказать «мой разум отдал команду ноге и моя нога ударила мяч». Это уже художественное описание которое часто встречается в Библии. Этот параллелизм нагляден в следующих примерах:
• Лук. 1:46-47 «величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге».
• Иов.12:10 «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти».
• Ис. 26:9 «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра».
• Иов. 7:11 «буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей».

Некоторые места, где мы видим души, можно понимать как предположение о том что душа живёт после смерти, что, в свою очередь, противоречит другим местам Библии говорящим о том что душа это просто жизнь которая может прекратиться (Чис23:10). Таким местом является Откр. 6:9 «…я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие». Действительно ли Иоанн видел души? В Евр. 12:23 написано «…[приступили] к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства». То есть, совершенства достигают духи, как же понимать Откровение? По всей видимости Иоанн говорит о праведниках, которые были убиты за слово Божье и чья кровь свидетельствовала против своих убийц (параллель смотри в Быт4:10). Сами же праведники вряд ли сильно переживали о своих убийцах находясь с Господом в Вечности.

Другое место которое предполагает выход души из тела записанно в Быт. 35:18 «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала…» Но это скорее всего описывается процесс умирания, что собственно и сказанно в конце. Не логичнее ли было если бы душа вышла после смерти тела, а не в процессе. Следуя этой логике тело живо пропорционально количеству души в нём. Тем более, как уже было сказанно, именно дух выходит из тела после смерти его: Лук. 23:46 «И, сие сказав, испустил дух».

И на последок разберём ещё одно место, 1 Фес. 5:23 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Это текст который как никакой другой, в одном стихе, называет три компонента человека — дух, душа и тело (интеллект, жизнь и организм). Так же, этот стих, может показаться, что говорит о безсмертии души (хотя, как мы уже говорили, безсмертен дух). Обратим внимание на условие, «в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Это примерно то же что Иисус говорил своим ученикам в Матф.16:28 «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Другими словами Иисус говорил что душа некоторых из Его учеников сохранится до Его прихода.

Итак, всё сказанное в посте «Душа или Дух?» осталось не поколебимо. Кажущиеся противоречия не говорят что душа и дух это одно и то же; они так же не определяют что на самом деле есть душа и дух.

— Благодарю брата Сергея за предоставленный материал.

- комментарии
  1. Sergey:

    Подводя итог необходимо сказать, что Священное Писание определённо и ясно представляет учение о различии в качествах и функциях двух элементов природы человека – внешнего, физического человека и внутреннего, духовного человека. При этом Библия упоминает о возможном подразделении внутреннего человека на дух и душу, не представляя детального учения о том, где проходит эта грань, и что конкретно относиться к сфере души и к сфере духа.

    Широко распространённая точка зрения о триединстве или троичности человеческой природы, скорее всего, имеет свои корни в попытке провести аналогию между триединством Бога и человека. Правомочность этой аналогия не имеет достаточного Библейского подтверждения. В связи с этим, практически все книги и учения детализирующие различия функций души и духа, построены на человеческих предположениях, а не на авторитетном Божьем слова и поэтому не могут восприниматься как Библейски обоснованное учение.

    • Vlad:

      О внутреннем и внешнем человеке сказано во 2Кор4:16 «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Исходя из Еф3:16 и Рим7:22 Бог утверждается в нашем внутреннем человеке, а мы находим удовольствие в законе Божьем тем же внутренним человеком. Исходя из 1Кор2:14 мы видим, что именно духом мы понимаем Дух Божий, поэтому мы можем точно сказать, что внутренний человек это наш дух.
      Исходя из 1Кор15:44 «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное», я сомневаюсь, что душа есть часть внутреннего человека. Как я описал в двух постах, посвящённых этой теме, душа это жизненный процесс нашего внешнего тела. Проявления нашего духа в нашей жизни через тело, такие как эмоции и интеллект, литературно описаны как часть нашей жизни, то есть души. Наш внешний человек тлеет, жизнь его прекращается, но обновлённый дух продолжает существовать.
      О триединстве я ничего в моём блоге не говорил, я не считаю тело, душу и дух едиными. 1Фес5:23 подтверждает существование трёх частей, и возможное их разделение.

Добавить комментарий

